Эссе «Возможности применения нейропсихологического подхода в практике педагога-психолога»
В настоящее время всё больше специалистов в области медицины, дефектологии, психологии замечают тенденцию к повышению числа детей с нарушениями психологического и соматического характера. Такими нарушениями часто являются трудности саморегуляции, повышение агрессивности, увеличении рисков возникновения неврозов. Речь идет как о тяжелых патологиях, так и о вариантах парциальных нарушений в эмоционально-личностной сфере, недоразвитии высших психических функций, трудностях коммуникации и социализации.
Очевидно, что развивающе-коррекционные мероприятия необходимо начинать с раннего возраста. Именно дошкольный период является наиболее сензитивным для личностного и познавательного развития. Часто трудности в социальной адаптации, странное поведение, возбудимость, ранимость ребенка связаны с механизмами работы мозга и нервной системы. Поэтому на помощь в дошкольном учреждении приходит нейропсихология.
В учебном пособии «Нейропсихология детского возраста» Ж.М. Глозман определяет нейропсихологию детского возраста как область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка c формированием его психических функций и личности, с развитием мозга в норме и патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающего обучения.
Впервые понятие «нейропсихология» появилось в моей жизни не так давно, однако её методы активно использовались в практической деятельности в детском саду.
В ходе работы в дошкольном образовательном учреждении, при сборе диагностических данных, было отмечено, что увеличивается количество детей психологически и интеллектуально не готовых к школьному обучению, а используемые методы и формы работы являются не в полной мере эффективными. В поисках нового материала работы, я познакомилась с программой психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю. Куражевой с применением упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Таким образом, в данный момент на занятиях мы можем работать по двум направлениям: когнитивные методы и методы двигательной коррекции.
Известный нейропсихолог, профессор МГППУ А. Л. Сиротюк писала: «Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению». С этой задачей и помогают справиться комплексы упражнений нейропсихологической гимнастики в ходе индивидуальной и групповой работы с детьми.
Для развития усидчивости, навыков самоконтроля, пространственной ориентации активно используются нейропсихологические прописи, линейки для рисования двумя руками. Это способствует повышению у будущих первоклассников произвольного контроля, оптимизации регуляторного компонента деятельности.
Так как нарушения в развитии высших психических функций на этапе дошкольного возраста, трудности обучения детей в ДОУ и школе, являются следствием не одной причины, а целого их комплекса, необходимо выбирать направления коррекционной работы на основе результатов квалифицированного нейропсихологического обследования. Поэтому в данный момент мной активно изучаются нейропсихологические пробы, в которые входят определенные задания и упражнения, созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия, а так же адаптированные детскими нейропсихологами комплексы диагностики для детей различных возрастных групп.
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов в работе педагога-психолога дошкольного учреждения способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного школьного обучения, а нейропсихологическая диагностика позволит выявлять не только актуальный уровень знаний и умений ребёнка, но и базисные патогенные факторы.
Благодаря использованию нейропсихологии в психике ребенка происходят положительные изменения, которые способствуют повышению интеллектуальных способностей, развитию уровня саморегуляции и личностных качеств.